НазадКто в России читает и покупает книги?
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в октябре провел опрос о чтении и покупке художественной литературы. Было опрошено 1500 человек, плюс дополнительно 600 — в Москве. Результаты опроса свидетельствуют о не слишком благоприятной по отношению к чтению ситуации, но комментарии экспертов были выдержаны в довольно оптимистическом ключе: да, читать стали меньше, но читают более серьезно и осмысленно.
По данным ФОМа, около половины (48%) опрошенных имеют в доме несколько десятков (меньше сотни) изданий художественной литературы, причем в Москве эта доля меньше — 41%. Еще у 21% респондентов в доме имеется несколько сотен таких книг (в Москве — 40%), а у 2% — больше тысячи (в Москве — 6%). 14% опрошенных подобной литературы в доме не имеют (в Москве — 4%).
Почти ровно наполовину разделились ответы тех, кто читал за последний год какую-нибудь художественную литературу, и тех, кто не читал. Причем в Москве доля читающих больше — 61% против 38% (1% — затруднились ответить). Среди тех российских жителей, которые читали, преобладают женщины — 52% против 47%.
По другим характеристикам опрошенных ответы распределились так: в возрасте 18—35 лет читали 57%, в возрасте 36—54 года — 50%, 55 лет и старше — 40%. Соответственно, с возрастом возрастает доля тех, кто не читал ничего. Обратная закономерность прослеживается в зависимости от уровня образования — чем выше уровень, тем чаще читают: в группе респондентов с высшим образованием читали 73%, со средним специальным — 55%, с общим средним — 46%, с образованием ниже среднего — 23%. Интерес к чтению возрастает и в зависимости от уровня дохода: с доходом менее 1500 руб. в месяц читали 42% опрошенных, с доходом 1500—3000 руб. — 46%, свыше 3000 руб. — 62%. Выше интерес к чтению у жителей городов, особенно мегаполисов, хотя в целом разрыв по этой характеристике невелик: среди населения мегаполисов читали 57%, среди жителей больших городов — 51%, малых — 50%, села — 42%.
Надо сказать, что на предпочтения российских граждан большое влияние оказывают книги, доставшиеся в наследство от старшего поколения — домашние библиотеки (напомним, что в 1970—1980-х годов собирать такие библиотеки было чрезвычайно престижно и модно). Так вот, в значительной части домашних библиотек (44%) есть книги, которые достались семье от старших поколений. Однако только 14% респондентов утверждают, что именно эти, старые книги составляют большую часть их библиотеки. Заметно больше (22%) тех, в чьих собраниях преобладают новые книги — приобретенные респондентом или членами его семьи. А в библиотеках 39% опрошенных книг, перешедших по наследству, нет совсем.
Наиболее интересен для профессионалов книжного дела вопрос о том, где опрашиваемые находили нужную им литературу. Здесь ответы распределились следующим образом.
Покупали интересующую их литературу 20% респондентов (20% мужчин и 21% женщин), брали у знакомых (родственников) — 21% (женщины — 24%, мужчины — 19%), брали в публичной библиотеке — 9% (женщины — 11%, мужчины — 8%), брали в своей домашней библиотеке — 20%, читали в Интернете — 1% (этим источником пользовались 2% мужчин, а у женщин эта доля равна нулю).
В зависимости от возраста прослеживается следующая зависимость: самая большая доля покупающих книги — 26% — у респондентов в возрасте от 36 до 54 лет. Немало покупателей и среди тех, кому от 18 до 35 лет — 20%. А вот с возрастом желание покупать книги явно ослабевает: у тех, кому за 55, покупателей только 14%.
Самая большая доля «заимствующих» — 28% — в возрастной группе от 18 до 35 лет. В этой же группе наиболее велика доля тех, кто читает книги в Интернете — 2%. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, эти доли равны, соответственно, 19% и 1%.
С доходом все ясно: чем выше доход, тем чаще покупают. В группе респондентов с доходом свыше 3000 руб. в месяц покупали книги 31%, с доходом от 1500 до 3000 руб. — 18%, с доходом до 1500 руб. — 12%. Но и у знакомых берут чаще те, у кого доход выше — 26%. А вот доля берущих в библиотеках почти равна у всех вышеперечисленных по доходу групп– соответственно, 9%, 10% и 10%.
Покупают книги чаще всего жители мегаполисов — 28% в этой группе. Среди жителей больших городов покупателей — 20%, малых городов — 18%, сельской местности — 16%. В Москве покупают книги 37% опрошенных, в том числе 35% мужчин и 38% женщин. В возрастной группе от 36 до 54 лет 46% москвичей покупали художественную литературу. Зато библиотеками в Москве пользуются меньше, чем в среднем по России — 6% респондентов указали библиотеку как источник получения литературы.
Читающих книги в Интернете тоже больше всего среди жителей мегаполисов и больших городов — соответственно 4% и 2%. В малых городах таких любителей нет вовсе, а вот на селе они появляются — 1%.
За последний год 33% респондентов покупали художественную литературу, 66% — нет. В Москве это соотношение лучше — 51% против 49%. Среди российских покупателей опять же преобладают женщины — 34% против 32% у мужчин. Наиболее велика доля покупавших — 41% — в возрастной группе от 36 до 54 лет. Среди 18—35-летних эта доля составляет 34%, среди тех, кому 55 и более лет — 20%.Наиболее велика доля покупателей, как и читателей, в группе респондентов с высшим образованием — 55%. Среди опрошенных со средним специальным образованием покупали художественную литературу 38%, с общим средним — 27%, ниже среднего — 8%. Зависимость от уровня дохода аналогична — чем выше доход, чем чаще покупают: с доходом свыше 3000 руб. покупали 45% респондентов, с доходом от 1500 до 3000 руб. — 29%, ниже 1500 руб. — 25%. Больше всего покупателей среди жителей мегаполисов — 44% респондентов. Среди жителей больших городов покупают книги 37%, малых городов — 31%, сельской местности — 22%.
Литературные вкусы и жанровые предпочтения среди покупателей распределились следующим образом (см. таблицу 2). В среднем по России наиболее велика доля покупателей современной отечественной литературы — 22%. В Москве таковых — 32%. Далее по России предпочитают покупать: современную зарубежную литературу — 9% (в Москве — 22%), советскую литературу — 4% (в Москве — 7%), отечественную классику — 8% (в Москве — 16%), зарубежную классику — 4% (в Москве — 12%).
Наиболее популярны у российских покупателей — детективы (17%) и исторические романы (12%). Далее следуют: любовный роман, повесть (8%), фантастика (7%), детская литература (6%), приключения (5%), психологический роман (5%), рассказы и новеллы (3%). В Москве соотношение следующее: детектив — 25%, историческая литература — 23%, фантастика — 15%, психологический роман — 14%, рассказы и новеллы — 13%, приключения — 10%, любовные романы — 9%, детская литература — 7%, поэзия — 6%, драматургия и фольклор — по 4%. Таким образом, столичные жители демонстрируют гораздо более разнообразные и взыскательные вкусы к своим книжным покупкам, чем средний российский гражданин.
Удовлетворение ассортиментом (выбором) книг, имеющихся в продаже, выразили 46% опрошенных (47% женщин и 44% мужчин). Наибольшую удовлетворенность демонстрирует молодежь: в возрастной группе от 18 до 35 лет довольных — 56%, в группе от 36 до 54 лет — 49%, старше 55 лет — 28%. Удовлетворение от имеющегося выбора чаще выражают респонденты с более высоким образованием и уровнем дохода, чем менее образованные и обеспеченные.
В Москве уровень удовлетворенности покупателей еще выше — 71% (73% женщин и 70% мужчин). В возрастной группе от 18 до 35 лет среди москвичей удовлетворенность выбором книг в продаже выражают абсолютное большинство респондентов — 84%. Чем старше — тем взыскательнее: среди тех, кому от 36 до 54 лет довольных меньше — 75, а среди тех, кому за 55 — менее половины — 47%.
Очевидно, что уровень удовлетворенности читателей выбором имеющейся в продаже литературы в основном зависит от развитости книготорговой сети в их регионе. Нет смысла объяснять, почему в Москве столь высока степень довольных покупателей книг. В то же время данные свидетельствуют о серьезном разрыве, который сохраняется в уровне обеспеченности книготорговой структурой между жителями мегаполисов (крупных городов) и населением российской «глубинки».
Что изменилось за три года
Данные этого опроса ФОМа можно сравнить с результатами опроса, который проводился этой же организацией, но три года назад — в 2002 году. Правда, тогда вопросы задавались не по художественной литературе, а по книгам вообще. Однако читательские предпочтения вполне сравнимы (см. таблицу 3).
Итак, три года назад наибольшей популярностью у российских жителей пользовались зарубежные детективы — 13% опрошенных отдали им свой голос. Второе место делили романы о любви («женские романы») и отечественные детективы — по 12%. Недалеко отставали от них книги по истории и исторические романы — 11%. Далее следовали книги по домашнему хозяйству, приусадебному участку, полезные советы — 9%, столько же набрали русские «женские» детективы и учебная литература, справочники, энциклопедии (в 2002-м эти три вида учитывались в одной группе). 8% опрошенных отдали свои голоса научной, профессиональной литературе, по 7% — классической русской и зарубежной литературе, книгам для детей (в том числе читали детям), фантастике, книгам о красоте, здоровье, практической психологии. Кроме того, 7% опрошенных признались, что за последние три месяца не читали книг вообще. Отечественный исторический детектив (очевидно, организаторы опроса ввели эту категорию в связи с резким ростом в то время популярности Бориса Акунина) предпочитали 6% респондентов.
В Москве в 2002-м читательские вкусы отличались от среднероссийских гораздо заметнее, чем три года спустя. Самой популярной категорией чтения в столице были книги по истории и исторические романы: 19% опрошенных заявили о том, что читали подобную литературу за последние три месяца. По 14% голосов набрали учебная литература и русская и зарубежная классика. По 13% респондентов отдали предпочтение научной, профессиональной литературе и русскому «женскому» детективу. По 12% опрошенных сообщили, что читали отечественные детективные боевики и зарубежные детективы, по 10% — отечественные исторические детективы и книги по домашнему хозяйству, приусадебному участку и т.п. Любителей (точнее, любительниц) романов о любви и книг о красоте было по 9%, и корреляция между этими двумя категориями очевидна. 8% москвичей предпочитали фантастику, по 7% — биографическую и мемуарную литературу, книги для детей и религиозные издания, по 6% — современную художественную литературу (отечественную и зарубежную) и общественно-политические книги.
7% опрошенных жителей России признались в том, что за последние три месяца вообще не прочли ни одной книги, в Москве — 4%. Три года назад в среднем 45% опрошенных не покупали книг вообще. Причем даже в Москве таких «отказников» было более трети — 37%.
Таким образом, за три года резко прибавилось почитателей отечественной литературы, а вот зарубежная, напротив, стала менее популярна. По-прежнему популярна в стране остросюжетная и историческая литература. В то же время женские и любовные романы читать стали меньше.
Все это говорит о том, что читатели в России стали взыскательнее и искушеннее. Очевидно, это не только следствие стабилизации экономической и политической жизни, из-за чего люди могут более спокойно отдаваться любимому занятию — чтению, но и результат бурного развития книготорговых сетей, сделавших качественную книгу более доступной во всех регионах страны.
Кстати, недавно было объявлено и об исследовании компании «ПрайсуотерхаузКуперс» (PricewaterhouseCoopers). По данным компании, в то время как мировая книжная индустрия выросла в прошлом году всего на 1,5%, российская — на 5%. Впрочем, о методике своего исследования компания не сообщает. Скорее всего, учитывая финансовую направленность исследовательской работы «Прайсуотерхауз», этот доклад опирается лишь на финансовые показатели рынка.
Если опросы ФОМа вселяют, скорее, оптимистический настрой, то сообщения об опросе, проведенном по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), тревожны и пронизаны острым пессимизмом. Этот опрос о чтении и книгах в России проводился летом Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), при участии фонда «Пушкинская библиотека».
По этим данным, 34% российских граждан не имеют дома книг вообще, 37% — их не читают, а более половины (52%) — и не покупают. Самое популярное чтение в стране — газеты (их читают 75,2% населения), за ними следуют журналы (59,9%), художественная (58,7%) и учебная литература (44,8%). Самым читающим городом страны назван Санкт-Петербург («питерским» снова сделали приятно): наиболее высокая доля читающих художественную литературу проживают именно в северной столице — 68%. Далее по этому показателю следует Урал — 63,3%.
Хотя газеты и журналы в России читают больше, чем книги, но на чтение последних тратят больше времени: на художественную литературу — в среднем 3,7 часа в неделю, на учебную — 3,4 часа в неделю, а на газеты — всего 1,5 часа. Данные Роспечати подтверждают известный факт —женщины читают чаще мужчин: женщины тратят на чтение книг 4,2 часа в неделю, мужчины — 3 часа.
13,3% опрошенных читают художественную литературу каждый день, 2—3 раза в неделю — 10,6%, раз в неделю — 6,9%. Больше всего ежедневно читают беллетристику в Москве — 18,8%, меньше всего — в Сибири (10,7%).
Советник руководителя Роспечати Владимир Григорьев, комментируя результаты этого опроса, сказал, что книга проиграла «рыночным формам массовой культуры». Он считает, что жители России читают лишь по мере необходимости, а в результате книга покидает семью и уходит из личной жизни. «Это страшно», — утверждает г-н Григорьев. По его мнению, необходимо «придумывать формы, «пиар»-ходы для того, чтобы вернуть книге ее достойное место в воспитании подрастающего поколения в России».
Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru