(499) 236-8067
Москва, Ленинский пр-т, д.4
support@libermedia.ru
Комплексные решения для библиотек
Главная / Новости / Кто в России читает и покупает книги?

НазадКто в России читает и покупает книги?

В последнее время стали известны результаты нескольких опросов населения, проводившихся с целью определить отношение российских граждан к чтению и книге. Эти результаты показывают довольно противоречивую картину. Если попытаться обобщить полученные данные, то можно коротко сказать так: по сравнению с советским прошлым структура досуга в России кардинально изменилась и чтение и книга занимают в этой структуре гораздо менее заметное место. Однако, по ряду свидетельств, читающая публика получила возможность более широкого выбора книг, чем раньше, и она, в целом, удовлетворена ассортиментом имеющейся литературы.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в октябре провел опрос о чтении и покупке художественной литературы. Было опрошено 1500 человек, плюс дополнительно 600 — в Москве. Результаты опроса свидетельствуют о не слишком благоприятной по отношению к чтению ситуации, но комментарии экспертов были выдержаны в довольно оптимистическом ключе: да, читать стали меньше, но читают более серьезно и осмысленно.

По данным ФОМа, около половины (48%) опрошенных имеют в доме несколько десятков (меньше сотни) изданий художественной литературы, причем в Москве эта доля меньше — 41%. Еще у 21% респондентов в доме имеется несколько сотен таких книг (в Москве — 40%), а у 2% — больше тысячи (в Москве — 6%). 14% опрошенных подобной литературы в доме не имеют (в Москве — 4%).

Почти ровно наполовину разделились ответы тех, кто читал за последний год какую-нибудь художественную литературу, и тех, кто не читал. Причем в Москве доля читающих больше — 61% против 38% (1% — затруднились ответить). Среди тех российских жителей, которые читали, преобладают женщины — 52% против 47%.
По другим характеристикам опрошенных ответы распределились так: в возрасте 18—35 лет читали 57%, в возрасте 36—54 года — 50%, 55 лет и старше — 40%. Соответственно, с возрастом возрастает доля тех, кто не читал ничего. Обратная закономерность прослеживается в зависимости от уровня образования — чем выше уровень, тем чаще читают: в группе респондентов с высшим образованием читали 73%, со средним специальным — 55%, с общим средним — 46%, с образованием ниже среднего — 23%. Интерес к чтению возрастает и в зависимости от уровня дохода: с доходом менее 1500 руб. в месяц читали 42% опрошенных, с доходом 1500—3000 руб. — 46%, свыше 3000 руб. — 62%. Выше интерес к чтению у жителей городов, особенно мегаполисов, хотя в целом разрыв по этой характеристике невелик: среди населения мегаполисов читали 57%, среди жителей больших городов — 51%, малых — 50%, села — 42%.

Надо сказать, что на предпочтения российских граждан большое влияние оказывают книги, доставшиеся в наследство от старшего поколения — домашние библиотеки (напомним, что в 1970—1980-х годов собирать такие библиотеки было чрезвычайно престижно и модно). Так вот, в значительной части домашних библиотек (44%) есть книги, которые достались семье от старших поколений. Однако только 14% респондентов утверждают, что именно эти, старые книги составляют большую часть их библиотеки. Заметно больше (22%) тех, в чьих собраниях преобладают новые книги — приобретенные респондентом или членами его семьи. А в библиотеках 39% опрошенных книг, перешедших по наследству, нет совсем.

Наиболее интересен для профессионалов книжного дела вопрос о том, где опрашиваемые находили нужную им литературу. Здесь ответы распределились следующим образом.
Покупали интересующую их литературу 20% респондентов (20% мужчин и 21% женщин), брали у знакомых (родственников) — 21% (женщины — 24%, мужчины — 19%), брали в публичной библиотеке — 9% (женщины — 11%, мужчины — 8%), брали в своей домашней библиотеке — 20%, читали в Интернете — 1% (этим источником пользовались 2% мужчин, а у женщин эта доля равна нулю).

В зависимости от возраста прослеживается следующая зависимость: самая большая доля покупающих книги — 26% — у респондентов в возрасте от 36 до 54 лет. Немало покупателей и среди тех, кому от 18 до 35 лет — 20%. А вот с возрастом желание покупать книги явно ослабевает: у тех, кому за 55, покупателей только 14%.
Самая большая доля «заимствующих» — 28% — в возрастной группе от 18 до 35 лет. В этой же группе наиболее велика доля тех, кто читает книги в Интернете — 2%. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, эти доли равны, соответственно, 19% и 1%.

С доходом все ясно: чем выше доход, тем чаще покупают. В группе респондентов с доходом свыше 3000 руб. в месяц покупали книги 31%, с доходом от 1500 до 3000 руб. — 18%, с доходом до 1500 руб. — 12%. Но и у знакомых берут чаще те, у кого доход выше — 26%. А вот доля берущих в библиотеках почти равна у всех вышеперечисленных по доходу групп– соответственно, 9%, 10% и 10%.

Покупают книги чаще всего жители мегаполисов — 28% в этой группе. Среди жителей больших городов покупателей — 20%, малых городов — 18%, сельской местности — 16%. В Москве покупают книги 37% опрошенных, в том числе 35% мужчин и 38% женщин. В возрастной группе от 36 до 54 лет 46% москвичей покупали художественную литературу. Зато библиотеками в Москве пользуются меньше, чем в среднем по России — 6% респондентов указали библиотеку как источник получения литературы.
Читающих книги в Интернете тоже больше всего среди жителей мегаполисов и больших городов — соответственно 4% и 2%. В малых городах таких любителей нет вовсе, а вот на селе они появляются — 1%.

За последний год 33% респондентов покупали художественную литературу, 66% — нет. В Москве это соотношение лучше — 51% против 49%. Среди российских покупателей опять же преобладают женщины — 34% против 32% у мужчин. Наиболее велика доля покупавших — 41% — в возрастной группе от 36 до 54 лет. Среди 18—35-летних эта доля составляет 34%, среди тех, кому 55 и более лет — 20%.Наиболее велика доля покупателей, как и читателей, в группе респондентов с высшим образованием — 55%. Среди опрошенных со средним специальным образованием покупали художественную литературу 38%, с общим средним — 27%, ниже среднего — 8%. Зависимость от уровня дохода аналогична — чем выше доход, чем чаще покупают: с доходом свыше 3000 руб. покупали 45% респондентов, с доходом от 1500 до 3000 руб. — 29%, ниже 1500 руб. — 25%. Больше всего покупателей среди жителей мегаполисов — 44% респондентов. Среди жителей больших городов покупают книги 37%, малых городов — 31%, сельской местности — 22%.

Литературные вкусы и жанровые предпочтения среди покупателей распределились следующим образом (см. таблицу 2). В среднем по России наиболее велика доля покупателей современной отечественной литературы — 22%. В Москве таковых — 32%. Далее по России предпочитают покупать: современную зарубежную литературу — 9% (в Москве — 22%), советскую литературу — 4% (в Москве — 7%), отечественную классику — 8% (в Москве — 16%), зарубежную классику — 4% (в Москве — 12%).
Наиболее популярны у российских покупателей — детективы (17%) и исторические романы (12%). Далее следуют: любовный роман, повесть (8%), фантастика (7%), детская литература (6%), приключения (5%), психологический роман (5%), рассказы и новеллы (3%). В Москве соотношение следующее: детектив — 25%, историческая литература — 23%, фантастика — 15%, психологический роман — 14%, рассказы и новеллы — 13%, приключения — 10%, любовные романы — 9%, детская литература — 7%, поэзия — 6%, драматургия и фольклор — по 4%. Таким образом, столичные жители демонстрируют гораздо более разнообразные и взыскательные вкусы к своим книжным покупкам, чем средний российский гражданин.

Удовлетворение ассортиментом (выбором) книг, имеющихся в продаже, выразили 46% опрошенных (47% женщин и 44% мужчин). Наибольшую удовлетворенность демонстрирует молодежь: в возрастной группе от 18 до 35 лет довольных — 56%, в группе от 36 до 54 лет — 49%, старше 55 лет — 28%. Удовлетворение от имеющегося выбора чаще выражают респонденты с более высоким образованием и уровнем дохода, чем менее образованные и обеспеченные.

В Москве уровень удовлетворенности покупателей еще выше — 71% (73% женщин и 70% мужчин). В возрастной группе от 18 до 35 лет среди москвичей удовлетворенность выбором книг в продаже выражают абсолютное большинство респондентов — 84%. Чем старше — тем взыскательнее: среди тех, кому от 36 до 54 лет довольных меньше — 75, а среди тех, кому за 55 — менее половины — 47%.

Очевидно, что уровень удовлетворенности читателей выбором имеющейся в продаже литературы в основном зависит от развитости книготорговой сети в их регионе. Нет смысла объяснять, почему в Москве столь высока степень довольных покупателей книг. В то же время данные свидетельствуют о серьезном разрыве, который сохраняется в уровне обеспеченности книготорговой структурой между жителями мегаполисов (крупных городов) и населением российской «глубинки».

Что изменилось за три года

Данные этого опроса ФОМа можно сравнить с результатами опроса, который проводился этой же организацией, но три года назад — в 2002 году. Правда, тогда вопросы задавались не по художественной литературе, а по книгам вообще. Однако читательские предпочтения вполне сравнимы (см. таблицу 3).

Итак, три года назад наибольшей популярностью у российских жителей пользовались зарубежные детективы — 13% опрошенных отдали им свой голос. Второе место делили романы о любви («женские романы») и отечественные детективы — по 12%. Недалеко отставали от них книги по истории и исторические романы — 11%. Далее следовали книги по домашнему хозяйству, приусадебному участку, полезные советы — 9%, столько же набрали русские «женские» детективы и учебная литература, справочники, энциклопедии (в 2002-м эти три вида учитывались в одной группе). 8% опрошенных отдали свои голоса научной, профессиональной литературе, по 7% — классической русской и зарубежной литературе, книгам для детей (в том числе читали детям), фантастике, книгам о красоте, здоровье, практической психологии. Кроме того, 7% опрошенных признались, что за последние три месяца не читали книг вообще. Отечественный исторический детектив (очевидно, организаторы опроса ввели эту категорию в связи с резким ростом в то время популярности Бориса Акунина) предпочитали 6% респондентов.

В Москве в 2002-м читательские вкусы отличались от среднероссийских гораздо заметнее, чем три года спустя. Самой популярной категорией чтения в столице были книги по истории и исторические романы: 19% опрошенных заявили о том, что читали подобную литературу за последние три месяца. По 14% голосов набрали учебная литература и русская и зарубежная классика. По 13% респондентов отдали предпочтение научной, профессиональной литературе и русскому «женскому» детективу. По 12% опрошенных сообщили, что читали отечественные детективные боевики и зарубежные детективы, по 10% — отечественные исторические детективы и книги по домашнему хозяйству, приусадебному участку и т.п. Любителей (точнее, любительниц) романов о любви и книг о красоте было по 9%, и корреляция между этими двумя категориями очевидна. 8% москвичей предпочитали фантастику, по 7% — биографическую и мемуарную литературу, книги для детей и религиозные издания, по 6% — современную художественную литературу (отечественную и зарубежную) и общественно-политические книги.

7% опрошенных жителей России признались в том, что за последние три месяца вообще не прочли ни одной книги, в Москве — 4%. Три года назад в среднем 45% опрошенных не покупали книг вообще. Причем даже в Москве таких «отказников» было более трети — 37%.

Таким образом, за три года резко прибавилось почитателей отечественной литературы, а вот зарубежная, напротив, стала менее популярна. По-прежнему популярна в стране остросюжетная и историческая литература. В то же время женские и любовные романы читать стали меньше.

Все это говорит о том, что читатели в России стали взыскательнее и искушеннее. Очевидно, это не только следствие стабилизации экономической и политической жизни, из-за чего люди могут более спокойно отдаваться любимому занятию — чтению, но и результат бурного развития книготорговых сетей, сделавших качественную книгу более доступной во всех регионах страны.

Кстати, недавно было объявлено и об исследовании компании «ПрайсуотерхаузКуперс» (PricewaterhouseCoopers). По данным компании, в то время как мировая книжная индустрия выросла в прошлом году всего на 1,5%, российская — на 5%. Впрочем, о методике своего исследования компания не сообщает. Скорее всего, учитывая финансовую направленность исследовательской работы «Прайсуотерхауз», этот доклад опирается лишь на финансовые показатели рынка.

О чем говорит Роспечать

Если опросы ФОМа вселяют, скорее, оптимистический настрой, то сообщения об опросе, проведенном по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), тревожны и пронизаны острым пессимизмом. Этот опрос о чтении и книгах в России проводился летом Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), при участии фонда «Пушкинская библиотека».

По этим данным, 34% российских граждан не имеют дома книг вообще, 37% — их не читают, а более половины (52%) — и не покупают. Самое популярное чтение в стране — газеты (их читают 75,2% населения), за ними следуют журналы (59,9%), художественная (58,7%) и учебная литература (44,8%). Самым читающим городом страны назван Санкт-Петербург («питерским» снова сделали приятно): наиболее высокая доля читающих художественную литературу проживают именно в северной столице — 68%. Далее по этому показателю следует Урал — 63,3%.

Хотя газеты и журналы в России читают больше, чем книги, но на чтение последних тратят больше времени: на художественную литературу — в среднем 3,7 часа в неделю, на учебную — 3,4 часа в неделю, а на газеты — всего 1,5 часа. Данные Роспечати подтверждают известный факт —женщины читают чаще мужчин: женщины тратят на чтение книг 4,2 часа в неделю, мужчины — 3 часа.

13,3% опрошенных читают художественную литературу каждый день, 2—3 раза в неделю — 10,6%, раз в неделю — 6,9%. Больше всего ежедневно читают беллетристику в Москве — 18,8%, меньше всего — в Сибири (10,7%).

Советник руководителя Роспечати Владимир Григорьев, комментируя результаты этого опроса, сказал, что книга проиграла «рыночным формам массовой культуры». Он считает, что жители России читают лишь по мере необходимости, а в результате книга покидает семью и уходит из личной жизни. «Это страшно», — утверждает г-н Григорьев. По его мнению, необходимо «придумывать формы, «пиар»-ходы для того, чтобы вернуть книге ее достойное место в воспитании подрастающего поколения в России».

Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru 



Источник