(499) 236-8067
Москва, Ленинский пр-т, д.4
support@libermedia.ru
Комплексные решения для библиотек
Главная / Новости / Роль библиотек в формировании системы бизнес-образования

НазадРоль библиотек в формировании системы бизнес-образования

В последние десятилетия ХХ в. общественная значимость системы образования, как общего, так и профессионального, многократно возросла. Глобальные изменения в технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили образование в стратегический фактор прогресса общества. Наращивание научно-технического, социокультурного и духовного потенциала общества напрямую связано с уровнем и состоянием системы образования, повышением образовательного и профессионального уровня всего населения.
По мере осуществления экономической реформы в нашей стране происходит формирование рынка образовательных услуг, адекватных реальным потребностям как фирм (производителей, работодателей), так и экономически активного населения, в том числе и наемных работников. Он представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем. Этот рынок относится к рынку услуг, но тесно связан и взаимодействует с другими рынками: капитала, рабочей силы, информационных технологий, товаров народного потребления, технологиями производства и т. д.
Весь рынок профессионального образования можно классифицировать следующим образом: классическое образование, к которому относятся все современные формы образования (очное, заочное, очно-заочное и второе высшее), и дополнительное образование.
Следует отметить, что классическое вузовское образование не всегда способно удовлетворить быстро изменяющиеся потребности производства, оно просто «не поспевает» за переменами в бизнесе и его инфраструктуре. Задача вузовского образования - дать базовые профессиональные знания. Поэтому оно не может быть в полном объеме привязано к условиям внешней и внутренней среды конкретной фирмы.
Одним из секторов дополнительного образования является экономическо-управленческое образование, которое принято называть бизнес-образованием. Бизнес-образование - это новое понятие, которое распространяется в отечественном образовании со становлением рыночной экономики. Не претендуя на строгость и исчерпывающий характер определения этого понятия, можно вместе с тем сформулировать его следующим образом: бизнес-образование (business education), как разновидность профессионального, имеет целью удовлетворение потребностей личности в получении квалификации, дающей возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в том или ином виде, а также удовлетворение потребностей организаций и общества в предпринимательских кадрах определенной специализации.
Наряду с этим термином довольно широко используется и термин «управленческое образование» (management education), которое фактически является синонимом бизнес-образования, если речь идет о рыночной экономике и о хозяйствующих организациях. В отличие от бизнес-образования управленческое образование есть несравненно более широкое понятие, поскольку оно применимо и к государственному управлению, и к управлению в экономиках нерыночного типа.
Следует осознавать отличия бизнес-образования от общего экономического образования. Последнее направлено прежде всего на познание экономических законов и понимание экономических процессов как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий. Оно охватывает не только уровень предприятий, организаций, общественных институтов, но и национальную или мировую экономику в целом, отрасли, регионы, различные сферы хозяйственной деятельности, экономическую деятельность государства. В этом смысле оно шире, чем бизнес-образование. С другой стороны, экономическое образование уже, чем бизнес-образование, хотя бы потому, что последнее, кроме экономической проблематики, включает в себя проблемы, которые с научной точки зрения являются предметом социологии, психологии, информатики и других «неэкономических» наук, положения которых с успехом применяются в управлении предприятиями и деловыми организациями. По этой причине бизнес-образование определяют как междисциплинарную область образовательной деятельности.
Годом рождения бизнес-образования принято считать 1988 г., когда были открыты Высшая коммерческая школа при Министерстве внешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса при Академии народного хозяйства. Конец 80-х гг. ознаменовался не только появлением этих бизнес-школ, в это время открылись и успешно работают и по сей день школа бизнеса Московского госуниверситета и много других.
Любая форма образования предполагает использование в учебном процессе большого объема информационных ресурсов. Поэтому включение в образовательные программы обучение реальных и потенциальных потребителей эффективному использованию информационно-библиотечных ресурсов рассматривается как обязательный элемент непрерывного и продолжающегося образования.
В данном случае роль научных библиотек, располагающих значительными информационными массивами, имеющих специализированные структурные подразделения, неоценима. Сформированные в библиотеках фонды нормативнотехнической документации, статистики, деловой информации и т. д. в совокупности содействуют процессу получения экономических знаний. Высококвалифицированные кадры информационных работников в научных библиотеках, имеющие опыт работы в сфере экономической информации, выходят на качественно новый уровень обучения своих пользователей, а именно на уровень привития системных знаний по общим принципам взаимодействия с информационной средой.
В настоящее время достаточно примеров, когда в библиотеках формируются специализированные фонды деловой и коммерческой информации. Данный поток литературы рассматривается не только как учебный материал при усвоении экономических знаний, но и, прежде всего, как один из основных инструментов будущей практической деятельности студентов (слушателей) в бизнесе. Здесь появилась возможность получать информацию о производителях, потенциальных потребителях, поставщиках, о сырье, комплектующих и технологиях, о ценах, положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире и т. д.
От умения находить, анализировать и практически использовать нужные фрагменты из необозримого потока деловой и коммерческой информации зачастую зависит успех развития конкретного предприятия или фирмы.
Характерной особенностью образовательного процесса в настоящее время является тот факт, что аудиторная форма обучения дополняется элементами самостоятельной работы студентов (слушателей).
Важным моментом, революционно изменившим информационную среду, является интенсивное развитие средств телекоммуникаций, распространение информационных сетей, которые предоставляют возможность пользователям обращаться в любую из многочисленных баз данных, получать документы в электронной форме из удаленных хранилищ. В целом это определяет особенности организации обслуживания пользователей, обучение их самостоятельному взаимодействию как с традиционной, так и с автоматизированной средой.