(499) 236-8067
Москва, Ленинский пр-т, д.4
support@libermedia.ru
Комплексные решения для библиотек
Главная / Новости / Как выбрать монитор для компьютера

НазадКак выбрать монитор для компьютера

Выбор монитора — это поиск компромисса между качеством картинки, скоростью работы и финансовыми возможностями. Условно дисплеи можно поделить на офисные, мультимедийные, игровые и профессиональные. Разберемся, на какие характеристики надо обратить внимание при покупке.

Соотношение сторон и диагональ

Форма и размер — первое, о чем думает пользователь при выборе монитора. Со временем устройства с соотношением сторон 5:4 и 4:3 ушли в прошлое. Также на покой отправилось любимое профессионалами 16:10. Сегодня актуальны модели 16:9 и 21:9.

Размер мониторов с соотношением 16:9 может быть следующим:

  • менее 23,5 дюйма — бюджетные устройства, большая часть которых выполнена на матрице TN. Берутся в офисы для выполнения простейших рабочих задач;
  • 24 дюйма — одна из самых ходовых диагоналей. Ценится за универсальность, широкий выбор моделей и доступную цену. Чаще всего такие мониторы построены на базе IPS или VA с разрешением FHD;
  • 27-28 дюймов — наиболее распространенный размер, особенно любимый геймерами и профессионалами. Для 27 дюймов оптимальным является разрешение 2К. При этом модели на 28 дюймов, как правило, имеют разрешение 4K и требуют масштабирования;
  • 32 дюйма — большая часть таких дисплеев идет с разрешением 2K или 4K. Первый вариант актуален для игр, второй — для фильмов и редакторских программ;
  • более 32 дюймов — единичные экземпляры, по внешнему виду напоминающие телевизоры. В самых крайних случаях их диагональ достигает 42, 48 и даже 55 дюймов.

Формат 21:9 пользуется в последние годы хорошим спросом. Его неожиданную популярность можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, такие мониторы стали действительно незаменимы при выполнении некоторых профессиональных задач (кодинг, видеомонтаж, мастеринг, таблицы). Во-вторых, усиливается эффект погружения в игры и фильмы. В-третьих, ультрашироким мониторам удалось прочно занять свою нишу благодаря конкурентной цене. Есть и «ложка дегтя» — старые игры и кино не поддерживают такое соотношение и идут с черными полосами по бокам. На рынке ультраширокие мониторы можно найти в трех размерах:

  • 29-30 дюймов — уходящие устройства с разрешением 2560 × 1080 пикселей;
  • 34 дюйма — самая популярная диагональ, которая в сочетании с изогнутой формой и разрешением 3440 × 1440 пикселей является отличным вариантом для гейминга и просмотра видео. Кстати, именно с этой диагональю выпускаются мониторы на базе новейшей технологии QD-OLED;
  • 38 дюймов — эффектно смотрятся на столе, однако имеют слишком высокую цену. Встречаются редко.
Отдельно идут мониторы с соотношением сторон 32:9. Чаще всего их покупают на замену двум рядом стоящим дисплеям 16:9. Большая часть таких моделей имеет диагональ 49 дюймов и разрешение 5120 × 1440 пикселей.

Изогнутый экран

В телевизионной сфере изогнутые матрицы потерпели фиаско, но в мониторах такое решение очень популярно, обеспечивая максимальное погружение в игры и фильмы. Во всяком случае так пишут маркетологи. Чем меньше радиус кривизны, тем больше изгиб. Типовые значения — 1000R, 1500R и 1800R. Причем изогнутые мониторы на VA стоят ощутимо дешевле, чем их IPS-собратья.

Однако такие экраны подойдут далеко не всем. Из-за ощутимого искажения перспективы они не позволят полноценно работать с чертежами и 3D-моделями. Медиаконтент же смотрится на них просто великолепно.

Разрешение

Разрешение экрана — это количество пикселей по горизонтали, умноженное на количество пикселей по вертикали. Чем больше разрешение, тем более четким и детализированным получается изображение. Нагрузка на видеокарту, к сожалению, тоже возрастает.

  • 1920 × 1080 пикселей (FHD, Full HD) — ходовое разрешение с огромным количеством видеоконтента. Большая часть 24/27-дюймовых мониторов идет именно с FHD. Пользуется спросом у киберспортсменов и геймеров с ограниченным бюджетом. Первых интересует максимальный fps, вторые надеются обойтись без значительных вложений в графический адаптер.
  • 2560 × 1440 пикселей (2К, QHD, WQHD) — имеет хорошую картинку и относительно невысокие требования к видеокарте. Является отличным вариантом для самых разных сценариев использования: от работы с графикой до AAA‑игр.
  • 3840 × 2160 пикселей (4K UHD) — дает максимально детальное изображение и предъявляет огромные требования по железу, однако за этим разрешением — будущее. Насколько далекое, во многом зависит от производителей видеокарт. 4K лучше всего подходит для мониторов с диагональю 32 дюйма и выше. В противном случае изображение будет очень мелким, что вызовет необходимость в масштабировании.
  • 6016 × 3384 пикселя — разрешение мониторов Apple Pro Display XDR, предназначенных для дизайнеров и криэйторов с завидным бюджетом.
  • 7680 × 4320 пикселей (8K UHD) — встречается в нескольких суперпрофессиональных моделях. Цена начинается от 700 000 рублей.

Ультраширокие мониторы в основном идут с двумя видами разрешения: 2560 × 1080 и 3440 × 1440 пикселей. Последний вариант характерен для мониторов с диагональю 34 дюйма и по своим возможностям ближе к разрешению 2К, что позитивно сказывается на играх. Потенциал такого монитора раскроет хорошая видеокарта среднего уровня.

Тип экрана

Самый главный элемент любого монитора — матрица. Несмотря на маркетинговую неразбериху, реальный выбор сегодня стоит между двумя вариантами — OLED и LED. Последний в свою очередь делится на TN, VA и IPS. Отдельно идут QD-OLED и мониторы с подсветкой Mini LED. Впрочем, обо всем по порядку.

TN + film (Twisted Nematic) — вымирающий вид матриц, который определенно не стоит рассматривать при покупке домашнего монитора. Недостатками являются малые углы обзора и посредственная цветопередача. Единственные преимущества — низкая цена и хорошее время отклика. Благодаря последнему мониторы на TN до сих пор ценятся некоторыми киберспортсменами.

VA (Vertical Alignment) — один из ключевых игроков на рынке. Его главные козыри — высокий уровень статической контрастности и хороший черный цвет. Спорный момент — относительно небольшие углы обзора. Также считается, что VA-матрицы меньше других подходят для динамичных игр из-за увеличенного времени отклика и гостинга. Эти проблемы удалось решить в скоростных VA, которыми оснащены некоторые топовые модели Samsung Odyssey.

IPS (In-Plane Switching) — самый универсальный вариант (особенно когда юзер сам не знает, что ему нужно). IPS имеет отличные углы обзора, цветопередачу и скорость отклика. Расплатой стала невысокая контрастность, которая у таких матриц редко превышает 1000:1. Черный цвет больше похож на темно-серый, а при взгляде сбоку бывает заметен глоу-эффект — появление на темном фоне паразитного коричнево-оранжевого оттенка.

Игровые мониторы некоторых производителей оборудуются быстрыми IPS-матрицами — так называемыми Fast IPS или Rapid IPS. Они имеют сниженное время отклика и могут посоперничать по скорости с TN, обеспечивая при этом отличную цветопередачу. Название скорее маркетинговое, поэтому заветные слова нужно искать либо на коробке, либо на сайте производителя.

Основное сражение за кошелек пользователя идет сегодня между IPS и VA, и лишь единичные мониторы используют экраны на базе OLED. Такие матрицы построены на органических светодиодах, которые обеспечивают глубокий черный цвет, отсутствие засветов, великолепные углы обзора, высокую частоту обновления и быстрый отклик пикселя. Помешать покупке могут неприлично высокая цена, низкая типичная яркость и боязнь выгорания.

Компания Samsung решила добавить к органическим светодиодам квантовые точки, которые позволили увеличить яркость и расширить цветовой охват. Технология получила название QD-OLED. В настоящее время она используется лишь в премиальных ультрашироких устройствах с диагональю от 34 дюймов и разрешением 3440 × 1440 пикселей. Так как технология еще молода, о ее недостатках говорить пока рано.

Отдельно нужно рассказать о мониторах с Mini LED. Технически это усовершенствованный тип подсветки, использующий большое количество маленьких светодиодов. На практике — это более высокая яркость, настоящий HDR и зоны локального затемнения. Разумеется, дисплеи с Mini LED намного интереснее своих менее продвинутых коллег, однако и стоят они соответствующе.

Глубина цвета и цветовой охват

Глубина цвета определяет количество оттенков, которое может отобразить устройство. Идеальным вариантом для профессионального монитора станет настоящая десятибитная матрица, способная передать более миллиарда цветов. Такие модели, как правило, стоят на вершине прайса.

Поклоннику хорошей цветопередачи можно посоветовать так называемую псевдодесятибитную матрицу (8 бит + FRC) — компромиссный вариант с тем же количеством цветов (1,07 млрд) и более «приятной» стоимостью. Не стоит сбрасывать со счетов и обычные восьмибитные матрицы — разницу с настоящими 10 битами заметит только тренированный глаз в определенных сценариях использования. В некоторых моделях низкого и среднего ценового сегмента до сих пор встречаются дисплеи 6 бит + FRC.

Цветовой охват — это диапазон цветов, которые может показать дисплей. В спецификациях мониторов чаще всего можно обнаружить:

  • sRGB — позволяет оценить базовые цветовые возможности монитора. В этом пространстве часто работают создатели контента для интернета. Оптимальным значением является 100 %. Многие геймерские модели имеют расширенный цветовой охват sRGB (до 150 %), что дает яркую сочную картинку с неестественно красивыми цветами;
  • Adobe RGB — используют профессионалы, работающие с печатными изображениями;
  • DCI-P3 — изначально кинематографический формат, на который все чаще опираются производители мониторов и стремятся довести его до заветных 100 %.
Для расширения цветового охвата и получения более насыщенных цветов часто используются квантовые точки (QD — Quantum Dot). Samsung добавила их к VA-матрицам и назвала технологию QLED. Компания LG предлагает аналогичное решение, но уже с матрицами IPS — Nano IPS.

Яркость и контрастность

Яркость — максимальный уровень белого, который может отобразить монитор. Измеряется в кд/м² (нит).

  • 250–350 кд/м² — типичная яркость большинства современных мониторов, достаточная для любых закрытых помещений.
  • 400–600 кд/м² — мониторы с заявкой на начальный уровень HDR. Такие устройства обычно получают сертификаты VESA DisplayHDR 400 или VESA DisplayHDR 600.
  • Более 1000 кд/м² — премиальные дисплеи для создателей и потребителей HDR-контента.

Статическая контрастность — это отношение самого белого цвета, который может отобразить монитор, к самому черному. На практике, чем выше контрастность — тем темнее черный и четче картинка. Если у IPS этот показатель едва достигает 1300:1, у VA контрастность находится в пределах от 2500:1 до 5000:1. У OLED-мониторов она стремится к бесконечности. Больше всего от низкой контрастности страдают темные сцены.

Опираться на динамическую контрастность при выборе монитора не стоит. Цифры, конечно, большие и красивые, но никакого отношения к реальным показателям контрастности они не имеют.

Частота обновления экрана

Частота обновления экрана — количество кадров, которое может отобразить устройство за одну секунду. Чем выше этот параметр, тем плавнее картинка на экране. «Гражданская» частота обновления составляет 60/75 Гц, игровая — 144/165 Гц. Для самых хардкорных геймеров предлагаются модели на 240, 280 и даже 360 Гц. Однако высокая герцовка предполагает и высокую цену.

Не стоит забывать, что высокую частоту обновления нужно обеспечить соответствующим fps. Слабый графический адаптер сведет смысл покупки такого монитора на нет.

Системы адаптивной синхронизации

Любой игровой монитор должен быть оснащен технологией Adaptive-Sync. Это синхронизация частоты обновления экрана с количеством кадров, выдаваемых видеокартой. Системы адаптивной синхронизации созданы для уменьшения задержек и устранения разрывов изображения.

  • AMD FreeSync — реализуется через интерфейсы DisplayPort и HDMI. Технология программная и бесплатная, но требует обязательной сертификации. На сегодня существуют три варианта AMD FreeSync: базовый FreeSync, FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Последним двум нужна частота обновления не менее 120 Гц и минимальное разрешение 1920 × 1080 пикселей. Также они поддерживают компенсацию низкой частоты кадров (LFC). Версия Pro дополнительно работает с расширенным динамическим диапазоном (HDR).
  • NVIDIA G-Sync — аналогичная технология от компании-конкурента, которая также имеет три уровня: G-Sync Ultimate, G-Sync и G-Sync Compatible. Первые два реализуются аппаратно и требуют специального чипа. G-Sync Compatible поддерживается программно через DisplayPort. NVIDIA G-Sync работает только с видеокартами NVIDIA, тогда как AMD FreeSync универсален.

Время отклика

Отклик монитора — минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости. Чем ниже этот показатель, тем меньше монитор размывает изображение в динамичных сценах. В соревновательных шутерах малое время отклика позволяет раньше заметить противника и повысить шансы на победу. Каждый производитель трактует эту характеристику по-своему и всячески старается уменьшить ее значение. Один из способов — разгон матрицы (overdrive). Технология считается безвредной, но может вызывать остаточные изображения и шлейфы.

Измерить время отклика в домашних условиях практически невозможно, а потому приходится верить производителям на слово, даже если заветная 1 мс была получена в лабораторных условиях при диком переразгоне матрицы. Для замеров чаще всего используются две методики:

  • GtG (grey to grey) — переключение с 90 % яркости серого до 10 %;
  • MPRT (motion picture response time) — отклик для движущегося изображения. Выражает время отображения объекта на экране до полного исчезновения. Не является временем отклика матрицы как таковым.
Для уменьшения значения MPRT используют функцию вставки черного кадра. При этом уходят шлейфы и повышается резкость, но сильно снижается яркость и повышается нагрузка на зрение.

В реальной жизни для игрового монитора хорошим показателем станут честные 1–4 мс. В остальных случаях хватит даже 8 мс.

Технологии защиты зрения

После долгого сидения за монитором люди могут отмечать усталость и покраснение глаз, ощущение песка и даже головную боль. Во многом такой эффект может быть связан с использованием в устройстве ШИМ (широтно-импульсной модуляции). Чтобы уменьшить мерцание и защитить глаза пользователей, все большее количество производителей оснащают свои мониторы системами защиты зрения Flicker-Free/Flicker Safe. Исключением являются модели на базе OLED — в них используют ШИ-модуляцию на низком уровне яркости ввиду технологических особенностей.

Функция Low Blue Light фильтрует избыток синего света с длиной волны 420–450 нм. Считается, что такое излучение негативно влияет не только на глаза, но и на ночной сон.

Разъемы

  • DisplayPort — самый актуальный видеоразъем, позволяющий передавать качественное изображение с высокой частотой кадров и звук с высоким битрейтом. Некоторые игровые модели могут реализовать весь свой потенциал, включая активацию NVIDIA G-Sync, только через DisplayPort.
  • HDMI — второй по популярности порт, в первую очередь необходимый для подключения ноутбуков и консолей. Впрочем, многие пользователи подключают через него и ПК. Также умеет предавать звук.
  • USB Type-C (DP Alt Mode) — альтернатива DisplayPort в случае подключения монитора к ноутбуку. Часто имеет функцию зарядки, что позволяет «подпитывать» отключенный от сети лэптоп.
  • DVI и VGA — устаревшие разъемы, которыми все еще оснащаются многие бюджетные устройства.
Для подключения периферии (съемного накопителя, клавиатуры, мышки) монитор может быть оборудован классическими USB-портами.

Регулируемая подставка и крепление VESA

При ограниченной площади стола стоит обратить внимание на форму и размеры подставки. Прежде всего это касается изогнутых моделей с массивными ножками. В противном случае пользователь рискует оказаться «нос к носу» со своим новым дисплеем.

Практически все мониторы имеют крепление VESA (чаще всего это 100 × 100 мм или 75 × 75 мм). Оно позволяет подвесить устройство на стену или установить на специальный подвижный кронштейн.

Напоследок

  1. Необязательно гнаться за самой последней моделью монитора. Устройства второй-третьей ревизии, как правило, лишены «детских болячек» и успевают накопить солидную базу отзывов от реальных пользователей.
  2. В домашнем мониторе для просмотра фильмов и несоревновательных игр на первом месте стоят диагональ и качество изображения. В этом случае стоит рассмотреть минимум 27-дюймовые устройства на IPS- или VA-матрице с разрешением QHD и технологиями защиты зрения.
  3. Идеальной модели геймерского монитора не существует — все зависит от типа игры. Профессиональные киберспортсмены жертвуют всем ради скорости и обычно играют на 24-дюймовых плоских устройствах с невысоким разрешением и минимальным откликом.
  4. Для домашнего гейминга часто выбирают изогнутые модели с высоким разрешением (2К и больше), хорошей цветопередачей, низким временем отклика и частотой обновления 144/165 Гц.
  5. Имея слабый системный блок, покупать монитор «на вырост» (например, с высоким разрешением или запредельной частотой обновления) не стоит. Переплата большая, а эффекта не будет. Эти средства лучше направить на апгрейд ПК.
  6. Настоящие профессиональные мониторы всегда находятся в верхнем ценовом сегменте. Реальная десятибитная матрица, высокая яркость и различные примочки вроде компенсации неравномерности подсветки, аппаратной калибровки и защитных шторок — за все это придется существенно доплатить. Начинающим специалистам зачастую хватает более доступных полупрофессиональных решений.
  7. Правильная цветопередача и игровой монитор — понятия практически не совместимые. Такие устройства часто имеют расширенный цветовой охват, холодную точку белого и перенасыщенные цвета в угоду красивой картинке.
  8. Покрытие дисплея может быть глянцевым либо матовым. Глянцевые мониторы сильно бликуют, но имеют лучшую цветопередачу. Сегодня такие модели встречаются довольно редко. У матовых экранов меньше бликов, но возможно проявление кристаллического эффекта — легкой размытости изображения.
  9. Встроенная акустическая система, пожалуй, больше актуальна для офисных моделей. В случае необходимости она позволяет посмотреть ролик или видеопрезентацию. В остальных сценариях использования рассчитывать на нее не стоит — лучше купить колонки и/или наушники.
  10. Перед покупкой нужно тщательно проверить монитор на битые пиксели, засветы, глоу и тинт.

Источник: https://club.dns-shop.ru/blog/t-71-igrovyie-monitoryi/15083-kak-vyibrat-monitor-dlya-komputera/?utm_source=email&utm_medium=digest&utm_campaign=club_best