НазадСфера культуры в эпоху глобальных потрясений: исследование InterMedia разъясняет положение дел
События последних двух лет и, в особенности, последних месяцев изменили расстановку сил в сфере культуры так, как это не удавалось никаким реформам после распада СССР. После вступления в силу многочисленных санкций и ухода с российского рынка крупнейших международных компаний - кинотеатральных и музыкальных мэйджоров, стриминговых сервисов, производителей электроники, рекламодателей и даже платежных систем - структура культурных индустрий, модели потребления и монетизации уже никогда не будут прежними, и какими они станут в самое ближайшее время, зависит от нас с вами, экспертов и работников сферы культуры. Чтобы не растеряться в вихре текущих событий, необходимо не только следить за изменениями, но и выбрать верную точку отсчета - ей вполне может стать открытое комплексное исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ - 2021», опубликованное весной 2022 года и исчерпывающе отражающее статус культурных индустрий на момент начала спецоперации.
Работа над исследованием непрерывно ведется с 2011 года, когда по просьбе президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова агентством interMedia был подготовлен и представлен в авторитетном «Меркурий-клубе» доклад о состоянии российской культуры. Он выявил проблему острого недостатка системной информации в сфере культуры. Тогда же предварительные результаты исследования были опубликованы в официальной газете ТПП РФ, а с 2014 г. информационным агентством InterMedia была начата регулярная подготовка открытого комплексного исследования сферы культуры. С тех пор выход каждого издания исследования – событие, которое обсуждается на таких мероприятиях как Международный культурный форум и Российская креативная неделя; его результаты публикуются в ведущих изданиях, таких как «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК», Forbes и др. Презентация исследования 2020 года состоялась на площадке «Российской газеты».
Задача исследования – систематизация доселе разрозненных данных о сфере культуры и представление её в виде, удобном для использования коммерческими, научными, учебными и властными структурами. Методика проведения изначально была основана на передовых мировых подходах с учетом российской специфики, в силу чего постоянно дорабатывается и совершенствуется.
В 2021 году запрос на комплексную информацию о культурных индустриях перерос индустриальный масштаб и стал общественным: Правительство РФ и Министерство культуры РФ активизировали законодательную деятельность, и те решения, которые в ближайшие годы могут быть приняты в сфере культуры, коснутся каждого. Возможно, будет всё же принят Закон о культуре, о необходимости принятия которого президент РФ Владимир Путин заявлял еще в 2017 году.
С ростом запросов и аудитории приобрело новый масштаб и само исследование: с годами издание расширилось до трехтомника (добавились «Терминология» и «Законодательство»), а в 2022 году выросло до 400 страниц – за счет добавления более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.
Прорывы и провалы в сфере культуры в 2020-2021 гг.:
- Онлайн-доходы культурных индустрий в 2020 г. впервые превысили офлайновые.
- Катастрофически упали доходы секторов, связанных с очным присутствием граждан - зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката и др. Доходы от коммерческой деятельности в этих секторах упали в 2020 г. более чем втрое, и в 2021 г. системного восстановления не произошло.
- Докризисные показатели в онлайн-сегментах, наоборот, превышены: интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовой электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов.
- Бьёт рекорды выручка как легальных, так и нелегальных стриминговых сервисов. Доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на 28%, аудиосервисов - на 47%.
- Доходы онлайн-пиратов, по оценкам ряда аналитиков, снизились. При этом эксперты, использующие иные методики, наоборот, говорят об их росте, связанном с интенсивностью проникновения широкополосного доступа и ростом интернет-трафика. Торренты уходят в прошлое и уступают пальму первенства контрафактному стримингу.
- Завершился процесс поглощения крупных мировых компаний-производителей контента международными монополиями. До пандемии этот глобальный тренд был не так заметен в России, но теперь он выходит на первый план. Несколько сотен ведущих компаний, работающих в культурных индустриях, сведены аналитиками InterMedia в две таблицы - «Весь мир» и «Россия».
- С 17 до 20% выросла доля бюджетных ассигнований в общем объеме поступлений организаций. Культурные индустрии, основанные на очном присутствии, стали более зависимыми от бюджетов (к примеру, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб).
- Основной удар пандемии пришелся на предпринимателей. Продуманной адресной поддержки они не получили: власти пока не до конца осознают масштаб их влияния на общество, в частности – на лидеров общественного мнения.
- Доходы творческих работников заметно снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.
- Креативные индустрии также нашли своё место в исследовании - описана история возникновения этого понятия, особенности его толкования и классификации в различных странах мира.
- Фонды, поддерживающие отечественную культуру, играют всё большую роль в РФ. Их работа изучена экспертами InterMedia впервые в России.
- Краудфандинг - один из наиболее эффективных инструментов сбора средств для некоторых видов культурных проектов. Эксперты InterMedia впервые в России провели детальный анализ краудфандинговых кампаний.
Впервые с прошлого века продажи виниловых пластинок опередили продажи компакт-дисков. Всего за 2021 год в России было реализовано 1,15 млн. физических носителей на сумму более 260 млн. руб.
Все тома исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ» опубликованы в открытом доступе на странице проекта.
С эксклюзивными фрагментами также можно ознакомиться в публикациях СМИ:
- «Известия» - «Фрондовый рынок»
- «Ведомости» - «Четыре российских музея впервые оказались в десятке самых посещаемых в мире»
- Forbes - «Веселиться негоже»: выживут ли концертные агентства без иностранных артистов»
- Газета «Культура» - «InterMedia представит исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ»
и многих других.
Источник: ipquorum.ru