(499) 236-8067
Москва, Ленинский пр-т, д.4
support@libermedia.ru
Комплексные решения для библиотек
Главная / Новости / Как изменилась библиотека с развитием IT?

НазадКак изменилась библиотека с развитием IT?

Эволюция библиотек

 С развитием компьютерных и информационных технологий библиотеки изменились также сильно, как и весь окружающий мир. Классические функции библиотеки заметно расширились за последние 20 лет, появились новые стандарты каталогизации, комплектования, обслуживания клиентов и создания электронных каталогов. По большому счету, библиотеки преобразовались в информационно-культурные центры, обладающие широким спектром услуг, среди которых:

  • Создание и поддержка электронных каталогов, картотек

  • Оцифровка материала, создание электронной библиотеки

  • Сотрудничество с другими библиотеками, создание единых электронных библиотек и предоставление пользователям доступ к общим ресурсам

  • Обслуживание пользователей с использованием баз данных, картотек и т.д.

  • Сканирование, ксерокопирование, ламинирование, электронная доставка документов

  • Фотосъемка

  • Доступ в Интернет с компьютера, расположенного в библиотеке или со своего устройства с помощью Wi-Fi

  • Депонирование произведений

  • Прием диссертаций в фонд библиотеки

  • Проведение экскурсий и мероприятий (конференций, презентаций и т.д.)

  • Реставрация, переплет диссертационных и дипломных работ

  • Обучение библиографов и повышение квалификации

  • Услуги по вопросам генеалогии и истории семей

и многие другие.


Особый акцент стоит сделать на тот факт, что виртуальные, электронные версии публикаций сейчас играют такую же важную роль, как и материальные, находящиеся в архивах и фондах, так как во многих библиотеках есть возможность дистанционной регистрации на сайте, что позволяет клиенту получить доступ к базам данных электронной библиотеки, даже не выходя из дома. 


К сожалению, далеко не во всех библиотеках фонд оцифрованного материала велик, поэтому библиотеки предоставляют доступ к подписным отечественным и зарубежным базам данных и полнотекстовым документам из других библиографических источников (электронная библиотека «Литрес», электронная библиотечная система (ЭБС) «Библиороссика», база данных «Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки» и другие). Используются различные поисковые системы, в которых можно найти статьи по тематическим рубрикам.


Вовлечение информационных технологий в работу библиотек привело к изменению формы материала – на сайтах библиотек можно найти информацию не только в традиционной текстовой форме, но и в виде мультимедийных приложений, таких как видео и аудиозаписи, трехмерные модели, панорамные изображения. Работа некоторого обслуживающего персонала библиотеки тоже перемещена в сеть – посетители сайта могут не только искать информацию самостоятельно, но и обратиться за помощью к «виртуальному библиографу» или отправить запрос по почте. Статистика библиотек США свидетельствует, что электронная форма запросов (в виде заявок по e-mail или онлайн-общения с библиографом в чате) стала популярнее запросов лично сотрудникам библиотеки от ее посетителей. Времена бумажных картотек и формуляров закончились, они уступили место электронным каталогам и пластиковым читательским билетам. 


Информацию о том, как новые технологии используются в Библиотеке Конгресса США, можно найти на их официальном сайте: «Расширенный Компьютерный Центр каталогов в Главном читальном зале позволяет использовать упрощенную автоматизированную библиографическую поисковую программу для поиска названия в общих собраниях книги Библиотеки. Пользователи за пределами библиотеки могут получить бесплатный доступ к онлайн - каталогу. Основные выставки библиотеки также доступны в Интернете, как и отдельные печатные издания и фотографии, исторические фильмы и политические речи. Информацию о Конгрессе США можно найти в Интернете по адресу «Congress.gov». Кроме того, библиотека недавно запустила приложение, которое позволяет пользователям получить доступ к аудиоматериалам на их планшетах».


Автоматизация библиотечных процессов

Автоматизация библиотеки позволяет оптимизировать работу сотрудников библиотеки, освободив их от рутинной работы, ручных картотек, и т.д. С другой стороны, читатели благодаря новым технологиям получают удобный и эффективный сервис.

Рассмотреть как осуществляется автоматизация работы библиотеки можно на примере использования технологии RFID (автоматическая бесконтактная идентификация при помощи радиочастотного канала связи), которая широко применяется за рубежом и начала свое становление в России.


RFID-метка – это небольшая наклейка, содержащая в себе информацию об экземпляре (идентификаторы документа и библиотеки-владельца, тип использования документа, учет частей в комплекте, тип носителя, код страны, статус книговыдачи и противокражный признак в соответствии со стандартом ISO28560). Рабочая частота меток – 13,56 МГц, а объем памяти – 1024 бит. Метки клеятся на все издания, периодику, диски, а затем заносятся в базу данных с помощью сканера. В некоторых библиотеках подобными метками снабжаются также читательские билеты в виде смарт-карт. RFID-метки позволяют за считанные секунды найти пользователя в базе данных и «записать» книги на его имя.

В случае большой загруженности библиотеки устанавливаются станции самообслуживания читателей (книговыдачи и возврата), напоминающие терминалы оплаты. Эти станции позволяют пользователю произвести возврат книг или запись их на свой читательский билет без привлечения персонала с помощью интуитивно понятного интерфейса на дисплее, который считывает метки с книг и смарт-карты.


Рабочее место библиотекаря (станция программирования меток книговыдачи) также позволяет сотруднику за один момент произвести запись или возврат книг читателю, и, кроме этого, добавить новые поступления в  фонд. Такая станция состоит из плоской антенны в виде прямоугольной пластины, которая размещается на столе, и считывателя средней дальности.

Обмен данными между базой данных и RFID-оборудованием осуществляется с помощью протокола обмена данными SIP2.

RFID-метки также обеспечивают защиту материалов библиотеки от краж. Реализуется эта функция с помощью антикражных ворот (аналогичных тем, что устанавливаются в магазинах). Если читатель не зарегистрировал книгу, то при попытке вынести ее из зала ворота оповестят сотрудников звуковым или визуальным сигналом. Дело в том, что при записи книги на имя пользователя, противокражный код в метке деактивируется, и только тогда книгу можно вынести из библиотеки. Обратная активация происходит при ее возврате.

Процесс инвентаризации с применением вышеописанной технологии также значительно упрощается благодаря наличию специального оборудования. Инвентаризационный считыватель представляет собой длинную легкую ручку с гибкой RFID-антенной. Она позволяет получить доступ к материалам, расположенным на верхних полках. Сотруднику достаточно пройтись вдоль ряда полок и провести считывателем по стеллажам, чтобы получить все необходимые данные, которые автоматически поступают в информационную систему библиотеки по Wi-Fi. Кроме этого, существуют специальные считыватели для поиска книг в зале, который производится путем ввода кода издания на дисплей, что позволяет контролировать перемещение материалов.


Для организации эффективной работы библиотеки используются автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС), к примеру, Ирбис, OPAC-Clobal, Фолиант, Руслан, Absotheque UNICODE, МАРК SQL, Virtua. В АБИС реализованы все стандартные библиотечные технологии, к которым относятся администрирование, книговыдача, комплектование, каталогизация, систематизация, читательский поиск и т.д. АБИС в сочетании с интегрированной системой RFID-меток позволяет вести статистический учет потерянных, списанных экземпляров, составлять рейтинги востребованных книг, статистику посещения библиотеки, выявление пользователей, задерживающих возврат книг и многое другое.


Следует отметить, что эффективность противокражного оборудования с внедрением RFID-технологии значительно возросла. Ведь радиочастотная модуляция позволяет. охватить контролем большую по сравнению с другими технологиями часть помещений где хранится фонд или, говоря профессиональным языком, увеличить радиус «контролируемой зоны» и тем самым обеспечить возможность своевременного реагирования на попытку несанкционированного выноса изданий. Противокражное RFID-оборудование в отличие от оборудования, использующего штрих - кодирование, имеет возможность настроек мощности и чувствительности сигнала, что позволяет повысить эффективность применения оборудования. К примеру, даже попытка пронести книгу, спрятав ее под одеждой или в сумке, не увенчается успехом.


Однако, противокражная функция – это не главная и далеко не единственная функция, обеспечиваемая применением RFID-технологии. Мы используем эту технологию для автоматизации процессов книговыдачи, каталогизации и инвентаризации фондов. И здесь применение RFID-технологии весьма эффективно. Ее применение позволяет в разы сократить время на обслуживание читателей и другие библиотечно-информационные процессы, облегчает труд библиотекарей и существенно повышает удобства пользователям библиотеки.




Но технология радиочастотных меток – удовольствие не из дешевых, поэтому позволить себе такую систему могут далеко не все библиотеки. Во многих библиотечных фондах до сих пор используется система штрих-кодов, которые точно так же наносятся на все книги. Автоматизация в библиотеке с применением штрих-кодов строится примерно по такому же принципу. Правда, штрих-коды значительно уступают RFID-меткам в скорости обслуживания и проведения инвентаризации, в объеме возможной записанной информации и в долговечности, но, самое главное, штрих-коды не способны защитить книгу от кражи при наличии открытых фондов. Но если библиотека не имеет открытого фонда, актуальной остается система штрих-кодов.


В целом задача по безопасности фонда все еще не может быть полностью передана в руки технологиям. Старинные и редкие экземпляры книг всегда находятся под присмотром сотрудников (охранников, библиографов), а выдача таких изданий строго регламентирована – на абонемент они не выдаются, а при возврате тщательно проверяются на наличие повреждений специалистами. Для дополнительной защиты в залах с редкими книгами и рукописями устанавливают сигнализацию и видеокамеры. Но даже они не всегда оказываются эффективными на сто процентов.


«Мировая практика показывает, что серьезные кражи совершаются посредством взлома, по сговору с сотрудниками (охраной) библиотеки, самими сотрудниками библиотеки (особенно временными)», – рассказал сотрудник Института научной информации по – общественным наукам РАН (г. Москва).

 

Современные технологии в библиотеке

В традиционную библиотечную автоматизацию с развитием телекоммуникационной инфраструктуры проникли также облачные и grid-вычисления. Grid – это структура, связанная с управлением услугами и ресурсами в распределенной среде, поддерживающей группы ресурсов и пользователей в обычных административных и организационных доменах. Примером grid-системы может стать некоммерческое объединение организаций, связанных общим проектом. Облачные вычисления предоставляют удобный и оперативных сетевой доступ к общему источнику серверов, систем хранения, приложений и т.д. Облачная система, в отличие от grid – коммерческая услуга, чаще всего предоставляемая провайдерами. Она избавляет организации от необходимости приобретать дорогостоящую технику и нанимать высококвалифицированный персонал. Есть несколько облачных решений для библиотек, наиболее распространенные – это Platform as a Service (платформа как услуга – аренда хранилища данных и техники у провайдера и установка своего ПО), Software as a Service (программное обеспечение как услуга – и аутсорсинг, и ПО, и вычислительную технику предоставляет провайдер) и Infrastructure as a Service (инфраструктура как сервис – использование бесплатных услуг крупных IT-компаний в интернете). В России эти технологии еще не получили широкого распространения в связи с технологическими и финансовыми причинами.

А пока эти причины ограничивают развитие российского библиотечного дела, зарубежные библиотеки используют все новые и новые возможности.

Так, в библиотеках Сингапура в этом году была внедрена новая цифровая платформа AuRoSS (автономное роботизированное сканирование полок). Пользователи публичных библиотек часто оставляют книги не там, где им положено лежать в соответствии с темой или годом издания. И эта проблема была решена с помощью роботов, сканирующих RFID-метки. По отчету, составленному на основании сканирования, библиографы сразу могут распознать книги, которые оказались не на своем месте.


Заключение

В период с 2009 по 2013 гг. по данным Министерства культуры РФ в федеральных библиотеках было отмечено снижение числа пользователей на 4,1%, снижение числа посещений на 54,5% и снижение книговыдачи на 12,0%. Несмотря на это, библиотеки стараются идти в ногу со временем и не хотят оставаться лишь музеями книг. Для этого происходит внедрение информационно-справочных сервисов – виртуальная справочная служба, онлайн-запись читателей, система электронного заказа, виртуальные читальные залы и абонементы, мобильные приложения для доступа к электронным каталогам, централизованный межбиблиотечный абонемент, смс-информирование и т.д. Возможно, российские библиотеки теряют популярность из-за отсутствия постоянного финансирования (что особенно актуально для региональных библиотек) и из-за доступности пиратского контента. Но информация, добытая на просторах всемирной паутины хаотична, противоречива и не всегда достоверна. Библиотеки же, в свою очередь, предоставляют четко структурированную и отсортированную информацию и, самое главное, возможность обратиться за помощью онлайн.


Источник: http://iot.ru/gorodskaya-sreda/kak-izmenilas-biblioteka-s-razvitiem-it